Контент-анализ как метод исторического исследования

Анотация: В статье анализируются проблемы адаптации социологического метода "контент-анализ" к историческим исследованиям.

Ключевые слова: контент-анализ, Лассуэл, Кайзер, Мэттью, Тенни, Спиид, Уипкинс, источники, массивы.

Индекс УДК:

 

Контент-анализ (contents – от англ.: содержание, содержимое) – научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный,  беспорядочно организованный текстовой массив. Суть контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических процедурой, используемых в сфере применения идеографических методов.

   Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX – нач. XX вв. в американской  журналистике (см. раб.: Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс). У истоков методологии контент-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж.Кайзер.

   Так, в начале  60-х гг.  Г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактную единицу: «слово». Целью работы Лассуэла  было получение собственно социологического результата на нетипичном для социологии материале: текстах печатных изданий.  Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэла качественные оценки не были адекватно соотнесены  с количественные методы, результаты его трудов с трудом поддавались верификации.

   В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистического анализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего распространения социологических методов  в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал

В работе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий.  Тем самым Ж.Кайзер сформулировал систему, позволяющую  фиксировать развитие тенденций  в публикациях СМИ.

Свое дальнейшее развитие «кайзеровское направление методологии контент-анализа получило в работах Э. Морэн. Э. Морен ввела в научный оборот термин «единица информации» - семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говориться?»    Последнее обстоятельство сделало возможным изучение  любых форм организации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э.Морэн разрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистической обработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию «семантических групп», которые, по ее  мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Кроме того, Э.Морэн разработала концепцию «тона» материала, который определялся социометрически: «положительная информация», «отрицательная», «нейтральная».

В отечественной историографии методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.

  В источниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трех десятков лет.  Суть применения контент-анализа в источниковедении состоит в формализации источникового материала.

    О чем идет речь?

   Адекватность любого источника есть, по существу, его потенция к субъективации. Абстрагирование в процессе формализации, опосредовано содержанием сознания, исследователя и потому, с неизбежностью, также оказывается субъективацией.   Отсюда, формализация источника, in natura, оказывается созданием нового источника, т.е. творческим актом.    

 В социологии контент-анализ позволяет отслеживать тенденции развития социальных процессов, с целью прогноза функционирования социальных систем или их компонентов. В источниковедении этот метод выступает средством фундирования суждений о содержании источников.

 Таково различие.

 В отечественной историографии контент-анализ, как правило, применялся для выявления тенденций трансформации взглядов конкретных авторов во временном аспекте, либо при сравнении позиций различных авторов по одному и тому же вопросу.

В 1990-е годы отечественные историки чаще всего использовали контент-анализ в исследованиях послеоктябрьской прессы и зарубежной периодики. В те времена, подобные исследования изначально не могли не быть ангажированными.

Поэтому еще на уровне формирования категориального аппарата таких исследований, в них, как правило, закладывалась возможность фальсификации результатов.

Описывая процедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов, а именно:

 Начальный этап исследования: На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическая теория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации на данных обусловленного информационного массива.

Кроме того, на первом этапе такого исследования формируется идеология исследовательской программы. Иначе говоря, в этот момент формулируются философские (теоретические) предпосылки, определяются основные задачи исследования и, вытекающие из них, базовые правила процедуры, а также выявляется логическая последовательность операций по фальсификации всего корпуса существующих гипотез.

С методической точки зрения, именно на этом этапе происходит актуализация системного соотношение цели, объекта и средств исследования и определяется их оптимальную конфигурацию в процессе предстоящей работы.

Операциональный этап исследования: На втором этапе исследования создается основа для верификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент в сплошном текстовом массиве выделяются  относительно автономные части – «единицы контекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупности сформулированных дефиниций и терминов.

При этом, при выявлении латентной информации, представляется целесообразным использовать двухэтапную методику Р.Л.Лебедева-Р.В.Рывкина (см.: Лебедев Р.Л., Рывкин Р.В. О двух функциях категорий в контент-анализе// Методологические и методические проблемы контент-анализа. Тезисы рабочего совещания социологов. М.-Л., 1973, Вып.1., с 71), которая предполагает существование в тексте двух категорий анализа: категорий структурирования, как средства извлечения латентной информации и категорий интерпретации, зависимых от первых.

Этап счета: На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ. То есть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальная обработка результатов, включающая установление видов и содержания отношений связей между элементами счета (индикаторами контент-анализа). Причем, последнее - как внутри совокупности данных, так и по отношению к самой совокупности, как целостной информационной системе.

  На данном этапе, принципиальную важность обретает то обстоятельство, что полученные данные должны гарантировать временную, интерсубъективную и инструментальную стабильность исследования, а также в полной мере соответствовать (находится в контексте) его теоретических посылок.

В случаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, на применение контент-аналитических процедур завершается и исследование начинается сызнова.

Остаточный анализ данных. На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретация числового материала в целях его обобщения), структуризация и группировка полученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач, поставленных на первом этапе исследования.

 В целом, нужно сказать, что анализ полученного материала впрямую зависит от трех режимов восприятия информации: режима «настройки», режима восприятия основной и режима восприятия возвратной информации. Причем, если первые два режима важны на первом и втором этапах контент-анализа, то третий режим приобретает особое значение на четвертом этапе и оказывается полностью обусловленным качеством работ на этапах 1.-3.

Отдельно следует остановиться на проблеме отбора источникового материала.

Для того чтобы применение контен-анализа было успешным, источник должен отвечать определенным требованиям. То есть, прежде всего, при выборе источника нужно определить, в какой мере его содержание соответствует поставленной задаче. Необходимо также изучить все существующие источники по данной проблеме и, если понадобиться, выявить оптимальный размер репрезентативной случайной выборки.

Обычно выделяют три уровня стратегии исследовательского поиска при обработке текстовых массивов: формулятивный, описательный и экспериментальный планы. В исторических исследованиях чаще всего используют описательный план, целью которого является систематическое качественно-количественное описание источника.

Описательный план всегда содержит элементы экспериментального. Сбор информации в контексте данного плана осуществляется на основе тотального или выборочного обследования (с обязательными расчетами размеров допустимой выборки). Описательный план предполагает особую строгость интерпретации понятий и точность в регистрации данных. Исследование по описательному плану обычно завершается классификацией данных, характеризующих структуру объекта исследования. К сказанному следует добавить, что изначально, описательный план, как правило, готовится в виде  наброска, который уточняется и дополняется по мере «вживания» историка в источниковый материал и при реализации последовательности процедурных шагов. Принципиальное значение для реализации описательного плана контент-анализа имеет технический инструментарий историка.

***

В заключение необходимо сказать, что контент-анализ является весьма продуктивным методом исторических исследований, позволяющим порой получать весьма неожиданные результаты при изучении, как отдельных нарративных источников, так и больших несистематизированных информационных массивов.

Сведения об авторе:
Манекин Роман Владимирович, 1965,
ответсекретать Ученого Совета ДО САМИ
manekin.65@mail.ru

Рецензенты: Дынгес А.А., к.филос.н., Пасько И.Я.

Основная публикация:
Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исторического исследования. //Клио. Международный ежеквартальный научно-исторический журнал Донецкого отделения Советской Ассоциации молодых историков и Агентства Информсервис - Донецк. - №2 - 01.05.1991. - Зарегистрирован: Госкомпечать СССР - №1611 от 05.03.1991 ISSN 0899-1096

Ссылки:

  • Юрьев А.И., проф., доктор психологических наук. Структура и содержание изменений образа Санкт-Петербурга в мире глобальных изменений. // Материалы к тезисам доклада Фонду «Наш город» - Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет психологии. Кафедра политической психологии.
  • Юрьев А.И., проф., доктор психологических наук. Формула менталитета петербуржцев./ Юрьев А.И. Политическая психология. Стратегическая психология. Психология человеческого капитала. Персональный сайт.
  • Валиулина Гульнара Рашидовна. Стратегия избегания страдания в жизни и учении Зенона Стоика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.03 – история философии. Санкт - Петербург., 2012. - УДК 1(091)
  • Марк Туллий Цицерон о5 идеальном гражданине и государстве. nauka-shop.com. Каталог библиографических данных о защищенных диссертациях из РГБ. Исторические науки - Всеобщая история.
  • Социальная коммуникация в контексте межкультурного обмена. Каталог диссертаций.
  • Влияние "образа мира" родителей на "образ мира" детей. Рефератик. Украинский зеленый портал. - Психология.
  • С. Ю. Замарина C.Ю. Деловое общение как взаимодействие культур/ Замарина С.Ю. Мончегорский филиал МГТУ, кафедра СГД. // «Русская философия во времени и пространстве: международная» [Электронный ресурс] / 2-ое изд., испр. и доп. / ФГОУВПО «МГТУ». - Электрон. текст. дан. (1 Мб) - Мурманск: МГТУ, 2011. - C.19.
  • Учебно-методический комплекс материалов к курсу "Методика организации научно-исследовательской работы". Направление подготовки 030600 – История. Специальность - История. - Новосибирчкий государственный университет. Гуманитарный факультет. Кафедра археологии и этнографии. - Новосибирск, 2011.
  • Приборович, А.А. Контент-анализ – форма исторического исследования / А.А. Приборович // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научно-практической Интернет-конференции) / редкол. В. Н. Сидорцов (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2011. – С. 153–159.
  • Прокофьева Елена Юрьевна. История отечественной автомобильной промышленности: от единичного к массовому типу организации производства (1896–1991 гг.) : Автореферат докторской диссертации по истории : 07.00.02 – Отечественная история. - Саратов., 2011.
  • Иудин Александр Анатольевич, д. эконом. н., профессор, Шпилев Дмитрий Анатольевич, к. соц. н., доцент. Программа дисциплины «Многомерный анализ текстов». по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра. - Правительство Российской Федерации.Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Факультет бизнес-информатики и прикладной математики. - Нижний Новгород., 2011.
  • Национально-освободительное движение в Индии во второй половине XIX века. Xreferat.ru. Рефераты по истории.
  • Познавательные возможности контент-анализа. - Социология и обществознание
  • Методы научного исследования. Контент-анализ. - Яbotanik. Рефераты.
  • Нежданов И. Контент - анализ в конкурентной разведке. - Электронный ресурс.
  • Антонов А.А. О неопределенности понятий количественные и качественные методы в психологии. - Статья в Вестник ПГУ.
  • Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом. - Пенза., 2010.
  • Юрченко, Евгения Игоревна. Афтореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук Код cпециальности: 22.00.01. Социология средств массовых коммуникаций, массовой культуры и пропаганды. - Москва.,2010. - 134 c.
  • Степанов Сергей Александрович, , д.и.н., профессор. Программа дисциплины "Проблемы мониторинга рунета". Для направления 030200.68 – Политология. Государственный университет – "Высшая школа экономики". Факультет прикладной политологии. - Москва., 2009.
  • Программа обучения студентов по дисциплине «История ментальностей» для специальности 050114 – История. - Восточно-Казахстанский государственный университет. - Казахстан, Усть-Каменогорск, 2009.
  • Интересы и профессиональные ожидания молодежных групп Кузбасса вследствие чрезвычайных ситуаций на угольных предприятиях. Проект (грант) № 047. Кемеровская региональная общественная организация «Кузнецкая инженерная академия». - Новокузнецк., Июль 2009 г.
  • Мишанкина, Наталья Александровна, к. филос, н. Рабочая программа дисуиплины «Контент-анализ в гуманитарных исследованиях». - Томский государственный университет. Философский факультет. - Томск., 2009.
  • Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
  • Брянцев, Александр Евгеньевич. Формирование имиджа России как составная часть ее внешней политики :на примере российско-бразильских отношений. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Код cпециальности: 23.00.04. Политические проблемы международных отношений и глобального развития. - Москва.,2006. - 165с.
  • Бахтеева, Лариса Ивановна. Динамика культуры коренных народов Севера в контексте глобализации :на примере Ханты-Мансийского автономного округа: диссертация на соискание ученой степени кандидат культурологии: 24.00.01 .- Челябинск., 149 c.
  • Храмых Антон Викторович. Проект реформы русской орфографии 2001–2002 гг.: опыт контент-анализа. / Петрозаводский государственный университет. Филологический факультет. Кафедра русской языка. - Петрозаводск., 2006.
  • Шадрина Валерия Юрьевна. Идеологическая политика императора Траяна :Ее сущность, особенности и значение : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Владимир, 2005 197 c. РГБ ОД, 61:05-7/964
  • Мельникова Наталья Викторовна. Менталитет населения закрытых городов Урала, вторая половина 1940-х - 1960-е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Екатеринбург, 2001.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/236-7
  • Лубский Р.А. Политический менталитет: методологические проблемы исследования. / Библиотека учебной и научной литературы. - 2001.
  • Абульханова - Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения /КА Абульханова-Славская // Психол. жур.,1999, т .20.- №5. - С. 5-15 .4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ,1969.-339 с.
  • Изучение исторических источников на основе применения количественных методов и новых информационных технологий. zadachi.org.ru. Сочинения. Доклады. Контрольные. Рефераты. Курсовые. Дипломы.
  • Лукиных Т.Н. Историография клиометрики (Учебное пособие) // Кафедры истории и культурологии КРСУ. - электронный ресурс. - Кыргыстан.
  • и др.

Републикации:

  • Манекин Р.В. Компьютер для историков философии. Введение в технологию квантитативных исследований и обучения. Учебное пособие для студентов философских факультетов ВУЗов. // Открытый конкурс «Гуманитарное образование в высшей школе» (по направлению «Философия»). - М.:ГосКмитет по высшему и среднему специальному образованию РФ, Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) - 1992, 25 декабря.
  • http://www.referat.wwww4.com/. Рефераты, курсовые работы, дипломы, мправочники.
  • FreePapers.ru. Банк бесплатных рефертов. - Социология.
  • Контент-анализ. http://tpl-it.wikispaces.com/. Проект "Теоретическая и прикладная лингвистика" ГОУ ВПО ИГЛУ.
  • Контент-анализ. http://referat.day.az/ - Рефераты. - Программирование. - Русский. - Баку.
  • Бланк контент анализа. Все дипломы.ру - Социология. - 3.12.2010 - 7 с.
  • и др.