ЕЖИК В ОРАНЖЕВОМ ТУМАНЕ



Прошла уже неделя, после возвращения из Киева, а написать о поездке рука не поднимается. И как писать? На Украине все, как обычно, зыбко, неопределенно, неотчетливо. Все вероятно и ничего не невозможно. Все может тянуться бесконечно и способно разрешиться в одно мгновение. Все уже случалось, и все может повториться вновь. На Украине, как всегда, непредсказуемо и потому предельно опасно. Здесь отсутствует реальная государственная власть. Давно и прочно отсутствует. ПостМайданная Украина – что-то, вроде "Зоны" братьев Стругатских: прилетали инопланетяне, развернули "Пикник на обочине", транспортировались. Теперь в колыбели жены "сталкера" жалобно вякает удивительная "Мартышка". А власть... Что власть? Политическое болото ("Осторожно, ядовитые гады!"). Кладбище обломков проржавевших металлических конструкций. Слова красивые: "чиновник пятого разряда", "советник президента", "автор политической доктрины". А на деле... Кочки уходят под бурую жижу, миазмы сероводорода режут носоглотку, и бесовские лики в струящемся жемчужно-голубом телевизионном тумане.

Украина... Айсберг, отколовшийся от материка. Ледяные разломы цвета бриллиантовых россыпей и темный омут, тянущий в свинцовую безнадежность. Тысячетонный белоснежный "Титаник", как American dream на горизонте и основание айсберга, подтачиваемое теплыми течениями с чуднЫми иностранными названиями.

Пограничная территория. Сейсмически опасная зона. Политический призрак. Фантом. "Всадник без головы".

Изуродованный кусок прекрасной родины. Ожидание и боль. Главным образом, боль...

Закоулки украинской политики

После "оранжевой революции" 2004 года украинская политика окончательно запуталась в тенетах демократической процедуры. Ближайшим следствием досрочных парламентских выборов осени 2007 года стало формирование неустойчивого равновесия в Верховной Раде VI созыва. Выборы 2007 года окончательно запутали и без того непростые взаимоотношения между различными ветвями украинской власти. По состоянию на ноябрь 2007 года премьер-министр Украины фактически лишен властных полномочий. В соотвествиии с Конституцией 2004 (договоренностями Кучма-Ющенко, состоявшимися по завершению „оранжевой революции") в своих полномочиях резко органичен действующий президент Украины. Что же касается Верховной Рады, то для того, чтобы она приступила, наконец, к нормальной работе, депутатскому корпусу придется преодолеть несколько непростых этапов, каждый из которых может оказаться для Рады последним.

Рассмотрим их поочередно.

Нулевой цикл.

Для того, чтобы работы ВРУ VI созыва приступила к нормальной работу, прежде всего, необходимо привести к присяге всех вновь избранных депутатов. Процесс этот может быть вполне формальным, а может и очень сложным. Представьте себе, что депутаты какой-нибудь крупных фракций, например, "Партии Регионов" или "КПУ", откажуться принимать присягу. Практически это означает, что секунду политический проект "ВРУ VI созыва" окажеться надолго "замороженным", а парламентский кризис на Украине вернется к ситуации весны 2007 года.

Этап первый. Формирование парламентского большинства.

В соответствии с действующим законодательством, после принятия присяги членами депутатского корпуса, ВРУ VI созыва должна сформировать парламентское большинство. Как следует из политических договоренностей между "Блоком Юлии Тимошенко" и "Нашей Украиной - Народной Самообороной", на этом этапе необходимо будет собрать личные заявления всех, без исключения, депутатов обеих фракций об их вхождении в коалицию. При этом, стоит хотя бы трем депутатам из "БЮТ" или "НУНС" не написать упомянутые заявления и "оранжевое большинство" в парламенте не состоится.

Между тем, по информации из кругов, близких к "Коммунистической партии Украины", по состоянию на начало ноября 2007 года, Ринат Ахметов уже оплатил отсутствие заявлений о вхождение в коалицию от пяти членов фракции "НУ-НС" и трех членов "Блока Юлии Тимошенко". Впрочем, упомянутый факт, на самом деле, мало что говорит: и "БЮТовцы" и, особенно, "Скунсы" вполне способны получить от Ахметова деньги, а затем не выполнить взятые на себя обязательства. Вряд ли, если это случиться, Ахметов обратиться за помощью в Страсбургский суд!

Этап второй. Избрание спикера Верховной Рады.

В соответствии с уже упомянутыми соглашениями, в обмен на избрание премьером Юлии Тимошенко, депутаты "БЮТ" и "НУ-НС" договорились провести на должность спикера Вячеслава Кириленко.

Между тем, еще в ходе выборной кампании 2007 года внутри самой "НУ-НС" сформировалась мощная оппозиция Кириленко, который, по мнению некоторых влиятельных фигур в этой фракции, вместе с Юрием Луценко, узурпировал политическую власть в "НУ-НС", и использовал ее на поствыборных "торгах" с "БЮТ". Внутри "НУ-НС" у Вячеслава Кириленко есть и личные враги. Соответственно, весьма вероятно, что в ходе тайного голосования по кандидатуре спикера, кандидатура Кириленко "по техническим причинам" может оказаться "случайно" проваленной (речь-то идет о перевесе в три-четыре голоса, не больше!). А, вместе с этим провалом, может быть подвергнутым ревизии и весь пакет соглашений между "НУ-НС" и "БЮТ". В результате, "оранжевая коалиция" распадется.

Для того, чтобы этого не случилось в ходе голосования в Раде по фигуре спикера активисты "БЮТ" могут начать требовать от своих депутатов предъявлять бюллетени при входе в кабинки для голосования (в Раде Y созыва эта практика уже апробировалась). С другой стороны, члены фракции "Партии Регионов" в состоянии организовать "живой коридор" к кабинкам для голосования и, тем самым, обеспечить его тайну.

Важно, что при срыве соглашений между двумя крыльями "оранжевого лагеря", лидеры "НУ-НС" сделают все возможное, чтобы возложить ответственность за него персонально на Юлию Тимошенко.

Третий этап. "Пакетное" голосование.

Широко известно, что одним из условий соглашения между Тимошенко и Ющенко является обязательство по утверждению "оранжевым большинством" пакета из 12 законопроектов, который включает в себя и любимый Виктором Ющенко закон "О Кабинете Министров". В сущности, речь идет об ограничении полномочий правительства в пользу администрации президента – последствий договоренностей "Кучма-Ющенко" образца 2004 года (вещь, о которой Ющенко мечтает с самого начала своего президентского срока). И здесь также возникает интересная коллизия.

Дело в том, что Юлия Тимошенко рассматривает обретение поста главы Кабмина в качестве одного из этапов президентской кампании 2009 года. Иными словами, она, конечно, не заинтересована в ограничении своих полномочий на посту премьер-министра Украины в пользу конкурента по выборам, Виктора Ющенко. Причем, не заинтересована до такой степени, что способна - кто не знает Юлию Владимировну! - отказаться от декоративного поста премьера, дабы сохранить имидж главной "оранжистки" постсоветского пространства. Еще менее в принятии упомянутого закона заинтересованы те депутаты "Бютифали Скунс", которые надеются получить посты в новом правительстве Украины.

Учитывая не вполне "демократический" характер процедуры "пакетного голосования", а также разногласия, существующие внутри "оранжевого лагеря", надо полагать, что для "регионалов" не составит особого труда заставить еще не оформившуюся "орку" ("оранжевую коалицию") предварительно сформировать парламентские комитеты (испытание еще то!) и только затем приступить кпостатейному обсуждению каждого из президентских законопроектов. Судите сами, насколько при такой процедуре можно затянуть формирование правительства!

И здесь любопытен еще один аспект. В случае, если события начнут развиваться по указанному сценарию, весь период думских баталий 2007-начала 2008 гг. обязанности Кабинета Министров будут выполнять министры Януковича. И это критически неблагоприятный вариант развития событий для "Партии Регионов" (я не говорю "для "СКМ" и Рината Ахметова!"). В этот период, министры Януковича фактически будут уже лишены реальных властных полномочий. Эти полномочия отойдут к администрации президента. (Что, впрочем, вряд ли помешает наиболее ушлым их них инициировать процесс по переводу накопленных капиталов в оффшоры). Однако весь груз ответственности за неизбежные неприятности зимы 2007-2008 годов тяжким грузом ляжет именно на плечи правительства Януковича.

Четвертый этап. Избрание премьер-министра.

В соответствии с соглашениями между "БЮТ" и "НУ-НС" на эту должность прочат Юлию Тимошенко. "Партия Регионов" и фракция "Коммунистической партии Украины" решительно выступают против этой кандидатуры. Кандидатуру Юлии Владимировны активно не приемлет и властная элита РФ, котролирующая поступление энергоносителей на Украину. В этой ситуации уже сегодня эмиссары Рината Ахметова и Игоря Коломойского активно "общаются" с депутатами от "НУ-НС" и "Блока Владимира Литвина". Причем, успешность уже проведенных переговоров спецслужбами Украины оценивается, как 50 на 50.

Иными словами, вполне может случиться так, что часть депутатов от "Партии Регионов" проголосует за назначение Юлии Тимошенко на должность премьер-министра Украины, в то время как аналогичное количество депутатов от "БЮТ" или "НУ-НС" проголосуют против. Кроме того – см. выше – сама Юлия Владимировна может оказаться от поста премьера, если этот пост станет сугубо декоративным. В случае создания "патовой" ситуации при назначении премьера, лидеры парламентских фракций ВРУ YI созыва будут вынуждены приступить к переговорам о назначении "технического" главы Кабинета министров Украины. Кто конкретно окажется самой незаметной фигурой, на которую будут готовы "ставить" лидеры парламентских фракций ВРУ YI созыва сегодня предсказать практически невозможно. Однако кто бы это ни был, назначение "технического премьера" автоматически означает укрепление личной власти действующего президента Украины.

Вместе с тем, в случае избрания на пост премьера, Юлия Тимошенко в ту же секунду окажется перед лицом острейшего экономического кризиса, вызванного торговой войной с основным поставщиком энергоносителей, Россией и, одновременно, внутри Украины, - в ситуации противостоя с лидерами большинства украинских ТПГ. При этом Ринат Ахметов вполне способен пойти на соглашение с Юлией Тимошенко, а, условно говоря, Игорь Коломойский, - выйти из него. Иными словами, если сразу за избранием спикера ВРУ состоится назначение премьера, то зима на Украине может оказаться не только политически "веселой", но и банально морозной. Правда, "делить" и "перераспределять" на Украине будут много. Политологам и экономистам гарантируется нескучное времяпрепровождение

Альтернативный вариант.

Между тем, если в течении 60 дней Рада не утвердит новое правительство, действующий президент, Виктор Ющенко получит формальное право распустить ее, поскольку официально Раду Y созыва (как ни странно это звучит на слух не посвященного) никто не распускал, все указы президента на этот счет в настоящий момент отменены и их, как бы не было.

И это действительно так. В своем последнем указе о проведении досрочных парламентских выборов – присмотритесь к тексту! - Виктор Ющенко уже не писал о роспуске Верховной Рады, а только о том, что последствием лишения полномочий депутатов от "БЮТ" и "Нашей Украины" стала "неполномочность" Верховной Рады Y созыва. Таким образом, с точки зрения действующего законодательства (в толковании юристов Виктора Ющенко), Верховная Рада Y созыва как бы "самораспустилась". И президент, тем самым, отнюдь не утратил конституционное право распустить парламент до истечения годичного срока с начала ее работы.

Вариант "широкой коалиции".

Очевидно, что на любом из упомянутых этапов становления ВРУ YI созыва "орка" ("оранжевая коалиция") легко может развалиться. И тогда наступит время создания "ширки" - пресловутой "широкой коалиции" с участием "Партии Регионов", "НУ-НС" и "Блока Владимира Литвина".

Такой поворот событий вряд ли окажется лучшим вариантом для партий "бело-синего" спектра. А именно: при наличии в новом правительстве, условно говоря, Юлии Тимошенко, министров от "Партии Регионов" (а многие лидеры "ПР" вряд ли сумеют уберечься от соблазна поруководить на всеукраинском уровне), партия Юго-Востока никогда не сумеет объяснить своим избирателям, почему вопросы о придании государственного статуса российскому языку, вопрос о вступлении Украины в НАТО, комплекс социально-экономических проблем будут разрешаться вовсе не так, как было обещано на выборных митингах Виктора Януковича. В этой ситуации действующий президент не только сможет, но и обязательно проведет досрочные парламентские выборы еще до 2009 года, то есть, сразу после того, как добьется во ВРУ VI созыва необходимых ему изменений Конституции (по перераспределению властных полномочий в пользу президентской власти). Именно и исключительно этот ход способен обеспечить новое избрание Ющенко на пост президента страны.

Вариант "самой широкой коалиции"

По мнению некоторых украинских политологов, близких к "Партии регионов", единственное, что "ПР" в состоянии противопоставить любому из описанных вариантов развития событий, - это создание по настоящему широкой коалиции с участием "Партии регионов" и "Блока Юлии Тимошенко".

И этот вариант действительно не так уж и несбыточен. Очевидно, что целый ряд относительно молодых активистов "Партии регионов" и даже лично Ринат Ахметов искренне симпатизируют Юлии Тимошенко. Именно эта группа лиц обеспечила согласие партии Виктора Януковича участвовать в досрочных парламентских выборах 2007 года. Близкие к президенту Ющенко люди даже упоминают, что в месяцы гонений на Юлию Владимировну последняя прятала свои деньги на счетах Рината Ахметова. No comment. Вопрос в другом. Если "Регионы" войдут в коалицию с "Блоком Юлии Тимошенко" они, разумеется, смогут оказать эффективное сопротивление натиску президентской "вертикали". И, вместе стем, автоматически утратят доверие правящей элиты РФ, а также значительного сегмента собственного электората. Сегодня, как представляется, многие молодые активисты "ПР" способны идти на такие жертвы. Они молоды и им очень хочется приблизиться к власти. Но стремиться не всегда означает достигнуть. Матерые "донецкие волки" еще не готовы передать в руки новой генерации рычаги управления "ПР". "Матерые" не хотят, а Россия предупреждает...При таких условиях вариант создания " самой широкой коалиции" выглядит, прямо скажем, малоубедительным.

О королях и капусте.

Вообще говоря, легитимность украинских досрочных парламентских выборов 2007 года у большинства российских политологов вызывает серьезные сомнения. Но дело не только в выборах 2007 года. По информации лидеров "Славянской партии Украины", которую они прислали в Москву, при проведении президентских выборов 2004 года были существенно нарушены права членов Центральной Избирательной Комиссии. В этой связи "Славянская партия" подготовила исковое заявление в суд о признании итогов выборов 2004 года недействительными. Если соответствующее судебное решение состоится (а в соответствии с законом это решение не может быть неудовлетворительным), то президент Ющенко должен быть автоматически отрешен от власти и де-юре власть перейдет к предыдущему президенту, Леониду Кучме.

Нужны ли вам комментарии к последнему сценарию развития событий? Пожалуйста: „абзац"! Вот и все комментарии..

Согласно экспертному опросу Института стран СНГ шансов на создание "оранжевой коалиции" 99%. При этом 98-99% на то, что "оранжевая коалиция" будет провозглашена, и примерно 50% на то, что Тимошенко хоть какое-то время (максимум до весны) пробудет премьером".

И действительно, "оранжевая коалиция" с большой вероятностью может быть создана, а Юлия Тимошенко станет премьер-министром Украины. И первое, и второе – события не безусловные, но вполне вероятные. И гарантия тому (в том числе) – выборная кампания, начавшаяся в Российской Федерации. Но если они, эти события, случаться, ни одно из них не будет иметь долгосрочных политических последствий. Существо дела состоит в том, что коалиция создается с исключительной целью: возложить ответственность за ее развал на Юлию Тимошенко, а саму Юлию Владимировну "проталкивают" на пост премьера только для того, чтобы она утратила шансы быть избранной президентом Украины. Процесс формирования Рады VI созыва может затянуться на месяцы. А тем временем - "тик-так! ходят ходики!" - президентские выборы 2009 года приближаются неуклонностью парового катка... Как весна к внучке стариков-берендеев в хрустальной "Снегурочке" Римского-Корсакова!

***

Не знаю, как вам, но мне лично уже надоел этот мультик об украинских "ежиках в тумане", проявляющих невиданную политическую изобретательность и публицистическую активность в желтом (если не сказать: "оранжевом") тумане по дороге из битого кирпича в выдуманный Изумрудный город. Единственное, что после 2004 года остается на Украине неизменным – это неувядаемая изменчивость и непредсказуемость. Но самое любопытное, что народ Украины совсем не устает от этого бесконечного шоу. А знаете почему? Не потому ли, что он не очень серьезно относится к судьбам своего "самого крупного в Европе" суверенного государства? А, может быть, и к собственной судьбе...

А вы что по этому поводу думаете?

19 ноября 2007 года.