ћанекин, –оман ¬ладимирович: јрхив материалов, документов, публикаций.
              —тиль оформлени€ библиографических ссылок по √ќ—“ 7.0.5Ч2008, пример:
ћанекин –.¬. „исло и Ћичность: ѕоджо Ѕраччолини.  онтент-анализ философских трактатов п.п.XY вв. Ђ нига о благородствеї, Ђ—пор о жадностиї, Ђ–ечь на похоронах Ћеонардо Ѕруниї. / –.ћанекин. // ¬ест. ћоск. ”н-та. Ч є6. Ч ћ., 1991. Ч —.72-82. Ч Cер.6. »стори€. Ч »сточниковедческие исследовани€.

“емы:

јвтор(соавтор):

»здательства:

√од:

јннотации:

»нформаци€:

   

»нвестиционные риски на ”краине



—егодн€ довольно попул€рно мнение, согласно которому именно российские и украинские деловые круги способны обеспечить более тесное экономическое взаимодействие двух стран и, таким образом, содействовать их политическому сближению. ќднако, приход€ на тот или иной рынок, любой предприниматель должен четко осознавать, каковы политические и финансовые риски ведени€ его бизнеса в данной конкретной стране. », в этом смысле, априорное исследование инвестиционных рисков на ”краине €вл€етс€ необходимым условием успешного ведени€ бизнеса.

≈сли говорить в самом общем смысле, то предприниматель, решивший вложить известную сумму в экономику ”краины сегодн€ с неизбежностью столкнетс€ с трем€ категори€ми рисков, а именно: с рисками, св€занными с развитием политической ситуации на ”краине, рисками, зиждущимис€ на развитии макроэкономических процессов в этой стране и рисками, основанными на услови€х, сложившихс€ в конкретной (экономической, административной, производственной) среде, в которой он намериваетс€ осуществл€ть свою де€тельность.

–ассмотрим указанные категории рисков последовательно.

ѕолитические риски на ”краине.

> —егодн€ довольно распространено мнение о том, что с переизбранием Ћ.  учмы на пост президента ”краины стало стимулом дл€ стабилизации политической ситуации в этой стране. Ќасколько это верно судите сами.

—ам факт вторичного избрани€ Ћ. учмы на пост президента ”краины €вилс€ актом сокрушительного политического поражени€ основного соперника  учмы на выборах, коммуниста ѕетра —имоненко. ¬ представлении наиболее вли€тельных игроков на украинской политической бирже, поражение ѕ.—имоненко должно было положить конец надеждам (даже не самих российских или украинских коммунистов Ц они (особенно Ц российские) в него давно уже не вер€т!), а тех групп населени€, которые следуют за коммунистами, в возрождение "социалистического способа ведени€ хоз€йства".

ƒалее. ¬озвращение Ћ. учмы во власть в указанной, м€гко говор€, сложной политической, экономической, социальной ситуации, как предполагалось, должно было стимулировать на ”краине процесс укреплени€ президентской вертикали, или Ц иначе говор€ Ц процесс консервации социального положени€ прав€щей политической элиты, упрочени€ личной власти Ћеонида  учмы и, как следствие сказанного, процесс дальнейшей латиноамериканизации ”краины в качестве политически и финансово зависимого от «апада и недружественного –оссии государственного образовани€.

¬се последовавшие после избрани€  учмы событи€, на первый взгл€д, оправдали самые радужные надежды политических "букмекеров".

“ак, скажем, довольно скоро после своего второго избрани€ на пост президента, Ћ.  учма объ€вил о проведении всенародного референдума, результаты которого, в случае положительного ответа на поставленные вопросы, с неизбежностью вели к серьезным изменени€м конституционного устройства страны. Ќе случайно, противники ныне действующего ѕрезидента (равно как, кстати, и некоторые его тактические союзники) окрестили указанный референдум "попыткой государственного переворота" и иными не менее €ркими эпитетами.

» это вполне естественно. ƒело в том, что в результате упом€нутого референдума на ”краине, по мысли его организаторов, должны были по€витьс€ предпосылки дл€ резкого усилени€ президентской власти при существенном сокращении полномочий власти законодательной. ѕо сути дела, на ”краине должно было начатьс€ движение в сторону российской модели плебисцитарной демократии, когда народ имеет право раз в п€ть лет проголосовать за того или иного кандидата в ѕрезиденты, после чего победитель получает полное и абсолютное право делать все, что ему заблагорассудитс€, не встреча€ никаких преп€тствий со стороны иных демократических институтов.

¬о-вторых, пр€мым следствием второго прихода Ћ. учмы во власть стал раскол ¬ерховной –ады ”краины на левое меньшинство (владевщее ключевыми командными позици€ми в –аде) и пропрезидентское большинство. Ётот раскол парализовал работу высшего законодательного органа страны. ƒело дошло до того, что обе группы депутатов начали заседать в разных помещени€х. ѕри этом, урегулирование конфликта и разрешение процедурных вопросов, св€занных с созданием нового парламентского большинства, как и предполагалось, зан€ло неоправданно длительное врем€, в то врем€ как ¬ерховной –аде предсто€ло прин€ть во втором чтении бюджет на 2000 год, проект которого, внесенный ѕравительством и без того уже стал предметом острых конфликтов.

(ћежду прочим, здесь следует специально отметить, что прин€тие упом€нутого бюджета €вл€лось одним из важнейших условий возобновлени€ помощи ”краине со стороны ћеждународного валютного фонда. Ќеслучайно, по самым последним сообщением российских информационных агентств, неоправданна€, с точки зрени€ «апада, пролонгаци€ прин€ти€ государственного бюджета ”краины, стала одной из наиболее весомых Ц а всего их одиннадцать! - причин отказа в предоставлении финансовой помощи со стороны ћ¬‘. ћежду тем, по мнению самих украинских аналитиков, если така€ помощь не возобновитс€ в самое ближайшее врем€, экономика ”краины может оказатьс€ на пороге катастрофы).

¬-третьих, "всенародное избрание" Ћ.  учмы на пост президента, позволило последнему провозгласить программу введени€ чрезвычайных мер в области энергетики, которые предусматривают, в частности, временную приостановку приватизации в этом секторе экономики, а также национализацию тех предпри€тий энергетики, в ходе приватизации которых были нарушены законы страны. (»нтересно отметить, что указанное решение сразу же вызвало резко негативную реакцию со стороны экспертов и чиновников международных финансовых организаций, которые, напротив, требуют максимально ускорить процесс приватизации на ”краине).

¬-четвертых, недавнее переизбрание  учмы на высший государственный пост, очевидным образом стимулировало экономическое и политическое взаимодействие ”краины и –оссии, которое, в том числе, нашло свое воплощение в том, что –осси€ продемонстрировала определенное ужесточение своей позиции в отношени€х с ”краиной (что, в частности, выразилось в прекращении поставок на ”краину российской нефти).

ѕричем, все названное происходило и происходит на фоне более мелких кризисов: кадровых, коррупционных и так далее.

¬от все эти, и р€д других, менее важных событий и прин€то нынче называть "стабилизацией политической ситуации на ”краине в современный период".

ќднако давайте посмотрим на то, что происходит на ”краине на самом деле.ƒл€ этого, прежде всего, нужно отдать себе отчет в том, что политическа€ атмосфера в стране слагаетс€ отнюдь не из единственного, пусть и очень важного (президентска€ власть) компонента, но в ее формировании оказываютс€ задействованными и другие очень важные составл€ющие: политические, экономические, этнические, социальные.

“ак, дл€ того, чтобы верно оценить истинное положение власти на ”краине надо, прежде всего, внимательней пригл€детьс€ к ее составу и структуре.

Ќапример, если говорить о структуре власти на ”краине, то, помимо общепризнанного делени€ на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, об€зательно нужно указывать на тот факт, что украинска€ власть подраздел€етс€ еще на столичную и региональную.

» это - отнюдь не само собой разумеюща€с€ данность! ƒело в том, что на ”краине процессы регионализации страны пошли куда дальше, и продвинулись куда глубже, чем в –оссии и, даже, нежели в большинстве стран —Ќ√. “ак, скажем, если в –‘ все региональные и областные центры, в действительности (вопреки многим, многократным и громогласным за€влени€м региональных лидеров), по целому р€ду исторических, политических, экономических, социальных обсто€тельств, жестко ориентированы в своем развитии на столицу ‘едерации: ћоскву, то ”краина (по аналогичным причинам) во все времена была скорее страной региональной. ¬ этом смысле, киевска€ политическа€ элита на ”краине, (при всей известной разнице в материальном благополучии, в близости к источникам дохода и т.д., и т.п.), в сущности, - всего лишь "перва€ среди равных". ¬от почему, вопреки перманентному ужесточению президентской политики в отношении украинских регионов, на практике, администраци€ последних, внешне про€вл€€ абсолютную ло€льность к "руковод€щей" (киевской) политической элите, на практике, как правило, проводит собственную административную (а нередко Ц и политическую) линию при решении конкретных хоз€йственных, (экономических, финансовых, проч.) вопросов. Ќе особенно бо€сь погрешить против истины, можно даже утверждать, что в практике хоз€йственной жизни подавл€ющего большинства украинских регионов, на самом деле, существуют свои "правила игры" знание которых Ц об€зательно дл€ успешного ведени€ бизнеса в этой стране.

» это все вполне закономерно, ибо и по национальному составу, и по исторически сложившимс€ производственным традици€м, и по уровню (да и по содержанию!) культуры, и по экономическому потенциалу, и по самим навыкам управлени€ хоз€йством, и по имеющей место быть социально-политической ситуации, и т.д., и т.п., украинские регионы радикально различаютс€ друг от друга.

¬ этой св€зи можно сказать, что в целом (т.ск. "агрегиру€", укрупн€€ действительность) на ”краине можно выделить п€ть наиболее значимых региональных образований, каждое из которых имеет свои - этнические, экономические, политические и социальные Ц особенности, которые сказываютс€ на формировании облика прав€щей (региональной) политической элиты, а Ц следовательно Ц на формировании "кодекса правил поведени€" хоз€йствующих субъектов. ј именно:

1.  иев и  иевска€ область. ¬ насто€щее врем€  иев и  иевска€ область €вл€ютс€ наиболее стабильным в экономическом смысле регионом ”краины. ћежду тем, экономическое благополучие данного региона пр€мо произрастает из обнищани€ промышленно развитых регионов ¬осточной ”краины и Ќовороссии, и потому €вл€етс€ довольно условным.

2. ¬осточные регионы страны (ƒонецка€, Ћуганска€, ’арьковска€, «апорожска€ области). ¬ данном регионе находитс€ основной промышленный, интеллектуальный, человеческий, культурный потенциал ”краины. «десь живет значительна€ часть населени€ страны. Ётнический состав жителей данного кра€ Ц предельно разнообразен. ќснова хоз€йства Ц промышленное производство. ѕоскольку, от разрушени€ хоз€йственных св€зей на всем пространстве бывшего ———– в наибольшей мере пострадали именно промышленно развитые регионы, хоз€йство ¬осточной ”краины сегодн€ находитс€ в состо€нии наибольшего экономического упадка. ћежду тем, если принимать во внимание то известное обсто€тельство, что упадок хоз€йственной жизни на ¬осточной ”краине, как правило, исчисл€етс€ от уровн€ состо€ни€ экономики в годы экономической стабильности в стране, то становитс€ очевидным, что, при анализе статистических данных, приведенных в абсолютных цифрах (т.е. при проведении корректного кампаративного анализа), что регионы ¬осточной ”краины и сегодн€, по-прежнему, остаютс€ в числе лидеров украинской экономики.

3. ƒнепропетровск. Ётот регион выделен, как основной "поставщик" управленческих кадров на ”краине.

4. Ќоворосси€ и  рым. ƒанный регион отличаетс€ благодатным климатом и плодородными почвами. «десь есть все услови€ дл€ прибыльного ведени€ сельского хоз€йства.  роме того, крымские курорты Ц наиболее попул€рны у населени€ стран бывшего ———–. ћежду тем, в насто€щее врем€ в указанном регионе сложилась непроста€ этническа€, и Ц как следствие Ц политическа€ ситуаци€. «десь Ц со всей остротой сто€т вопросы, св€занные с юридическим статусом „ерноморского флота; здесь Ц нарастает крымско-татарское национальное движение; здесь Ц остаютс€ нерешенными проблемы, св€занные с пребыванием на этой земле многочисленного, экономически активного и политически грамотного русскокультурного населени€; здесь Ц переплетаютс€ геополитические интересы многих мировых держав. ѕо нашим прогнозам, в ближайшей исторической перспективе этот регион будет "островком" политической и Ц как следствие Ц экономической нестабильности на ”краине.

5. «ападна€ ”краина. Ёто, Ц в значительной мере, аграрный регион, в насто€щее врем€ ведущий, главным образом, натуральное хоз€йство.  рай, по большей части, населен этническими украинцами, как правило, занимающими активную анти - русскую политическую позицию.  ак показали недавние событи€ во Ћьвове, в регионе постепенно нарастают локальные политические процессы, основным источником которых €вл€етс€ национальна€ нетерпимость, зиждуща€с€ на комплексе национальной неполноценности. Ќужно полагать, что ѕравительство –оссийской ‘едерации в дальнейшем не будет оставл€ть без внимани€ регул€рные кризисы, происход€щие на «ападной ”краине, особенно, в тех случа€х, когда там нарушаютс€ права русско-культурного населени€. ќтсюда - вывод: политической стабильности здесь в ближайшее врем€ не предвидитс€. ћежду тем, на сегодн€шний день, через «ападную ”краину проход€т транзитные пути из –оссийской ‘едерации в «ападную ≈вропу. «десь Ц лежат наиболее крупные нефте- и газопроводы, через которые осуществл€етс€ транзит энергоносителей. ’орошо известно, что украинска€ сторона регул€рно осуществл€ет несанкционированные заборы российских нефти и газа из упом€нутых трубопроводов. ¬от почему пристальное внимание к хоз€йственной жизни на «ападной ”краине со стороны российских властных структур в ближайшее врем€, с нашей точки зрени€, можно считать гарантированным.

“аким образом, экономическа€, политическа€ и социальна€ ситуаци€ в каждом из упом€нутых экономических регионов ”краины радикальным образом различаетс€ и, без учета региональной специфики ведени€ хоз€йства на ”краине осуществление прибыльного бизнеса, с нашей точки зрени€, оказываетс€ не разрешимой задачей.

¬торое. ”краинска€ политическа€ элита (и киевска€, и региональна€), в сущности, представл€ет собой совершенно самодостаточное, гомогенное образование, пронизанное многочисленными родственными, деловыми, личностными св€з€ми, включа€ св€зи коррупционные. ѕричем, корпоративные св€зи украинской политической элиты, по оценкам независимых наблюдателей, на пор€док крепче, надежней, устойчивей, нежели св€зи представителей российского политического истеблишмента. » в этом конкретном, практическом вопросе все привход€щие обсто€тельства изначально следует оценивать правильно: исход€ из конкретных политических, экономических, производственных, финансовых интересов представители украинского политического класса, разумеетс€, могут интриговать против "себе подобных". ¬ реальной жизни они так и поступают, но поступают они так всегда только до известного предела, а именно: до тех пор, пока уничтожение конкретного члена закрытой корпорации не влечет за собой нанесение (пусть даже морального) ущерба самой корпорации. ¬ тоже врем€, если указанного члена упом€нутого класса задевает некто "чужой", не вход€щий в "избранный круг" (например, путем законного обвинени€ в коррупции), украинска€ бюрократи€ непременно, очень скоро и в полном составе (от коммунистов и аграриев до крайних националистов и руководителей ”Ќј-”Ќ—ќ) подниметс€ против "нарушител€ конвенции" и, как минимум, объ€вит его "персоной нон грата".

»наче говор€, деловому человеку, желающему вложить свой капитал в экономику ”краины, изначально нужно иметь в виду, что при осуществлении своей производственной де€тельности, он непременно столкнетс€: с одной стороны, с существованием резких различий в правилах ведени€ хоз€йственной жизни, прин€тых в различных регионах страны; с другой стороны, - с существованием особых норм поведени€ хоз€йствующего субъекта в каждой отдельно вз€той отрасли производства на ”краине; между тем, как весь комплекс хоз€йственных отношений на ”краине окажетс€ пронизан многочисленными, невидимыми взгл€ду внешнего наблюдател€, однако крайне устойчивыми, способными к спонтанному самовоспроизведению, св€з€ми, контактами и соединени€ми, наличие критической массы которых позвол€ет аналитикам делать обоснованные утверждени€ об однородности прав€щего класса в этой стране.

“ретье. ƒело в том, что предельна€ "самодостаточность" (если можно так выразитс€) украинского "истеблишмента" Ц €вление отнюдь не случайное. — одной стороны, она зиждетс€ на конкретных политических, экономических и социальных обсто€тельствах, с другой, - фундирована сугубо исторически. „то касаетс€ второго утверждени€, то в насто€щей работе, мы его развивать не будем, а просто отошлем желающих к существующей исторической литературе, посв€щенной происхождению украинской бюрократии. ѕервый же тезис Ц имеет сугубо практическое значение.

ƒело в том, что на ”краине, как, пожалуй, ни в одной другой стране мира, прав€щий класс по образу жизни, по конкретным политическим, экономическим ets устремлени€м и целеполагани€м, по своим жизненным и мировоззренческим установкам резко отделен от основной массы народа. ѕроще говор€: украинский обыватель в своей стране живет одной (нищей, полуголодной, страдальческой) жизнью, а любой мало-мальски преуспевающий "новый украинец" Ц совершенно иной. ќбыватель не понимает, не принимает и не способен осознавать мотивации поступков нынешних "хоз€ев жизни"; между тем, как "новый украинец" зачастую просто не отдает себе отчет в сугубой трагичности своего нынешнего социального положени€.

“ак, например, достаточно сказать, что только в 1998 году и только в самой густонаселенной области ”краины Ц ƒонецкой (191 чел./кв.км.) коэффициент смертности достиг 16,8 умерших на 1000 жителей. ћежду тем, количество различных праздников, юбилеев, фестивалей, которые провод€тс€ на ”краине, обобщенно говор€, превышает все мыслимые пределы: в различных регионах страны не менее 3-4 фестивалей каждую неделю. » это Ц только один из многих аналогичных примеров!

Ќеслучайно поэтому, что в большинстве регионов ”краины развитие локальных политических процессов происходит под вли€нием партий радикального толка: от коммунистов на ¬остоке и в ÷ентральных област€х ”краины, до - Ќародного –уха и ”Ќј-”Ќ—ќ Ц на «ападе.

ѕричем, коммунисты в Ќовороссии, в  рыму и в ¬осточной ”краине зачастую образуют наиболее крупные фракции в местных органах власти, а представители ”Ќј-”Ќ—ќ и Ќародного –уха на «ападе страны, как правило, занимают посты мэров крупных городов и даже глав администрации областей.

¬се вышеперечисленное позвол€ет утверждать, что упом€нута€ выше "стабилизаци€ политической обстановки на ”краине", на самом деле, €вл€етс€ не более, чем заур€дной условностью, предназначенной дл€ формировани€ привлекательного облика современной ”краины с целью привлечени€ иностранных (включа€ российские) инвестиций. ¬ реальности, современна€ ”краина представл€ет собой олигархическое, отсталое, политически и экономически зависимое государственное образование, с неэффективной системой управлени€, раздираемое многочисленными политическими, социальными и экономическими противоречи€ми.

–азвитие макроэкономических процессов на ”краине.

Ќесомненно, что амбиции и корыстные интересы прав€щей национальной и региональных (включа€ отраслевые) политических и экономических элит играют немалую роль в происход€щих на ”краине экономических и социальных процессах. ќднако гораздо более важно то, что все происходит на фоне резкого обострени€ общей экономической ситуации на ”краине, и точнее: на фоне сужени€ до последнего предела коридора собственно экономических возможностей страны.

—удите сами: в 2000-2001 гг. ”краине предсто€т платежи по внешним долгам в размере 3 млрд. долларов ежегодно. ”читыва€, что вс€ расходна€ часть государственного бюджета на 2000 год составл€ет на ”краине примерно 5.5 млрд. долларов, а валютные резервы Ќационального Ѕанка колеблютс€ в пределах 1-1.2 млрд. долларов (и не могут быть существенно увеличены, поскольку ”краина имеет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса), и поскольку остаютс€ (м€гко говор€ Ц см. выше) не€сными перспективы сотрудничества правительства страны с ћ¬‘ (от чего зависит получение кредитов по другим каналам и возможность реструктуризации долгов), можно констатировать, что страна стоит на пороге полномасштабного дефолта.

ћежду тем, массова€ распродажа государственной собственности (по расчетам украинских экономистов, от нее планируетс€ получить 500 млн. долларов при требовании ћ¬‘ получить не менее 1 млрд. долларов), по оценкам независимых аналитиков, скорее всего не принесет ожидаемых результатов, как вследствие ее массовости, так и вследствие слабой предпродажной подготовки объектов (на что требуетс€ определенное врем€). ј это, пожалуй, единственный видимый источник пополнени€ государственной казны.

ћежду тем, все вышеперечисленное происходит на фоне резкого ухудшени€ социально-экономической обстановки в стране.

“ак, сажем, во многих регионах ”краины резко выросли цены на хлеб. “очнее говор€, запасы зерна сократились до критического уровн€, что сделало необходимым осуществление массовых закупок зерна за границей.  роме того, страну поразила засуха, разрушительные последстви€ которой оказались помноженными на перманентный топливный голод, свод€щий на нет механизацию сельскохоз€йственного производства.

— другой стороны, не вызывает никаких сомнений, что чрезвычайные меры предприн€тые администрацией Ћ. учмы в области энергетики, также серьезно скажутс€ на положении населени€, особенно в услови€х предсто€щей холодной зимы. ѕри этом любому независимому наблюдателю совершенно очевидно, что ужесточение энергетической политики на ”краине объективно необходимо, поскольку сейчас энергосистема страны работает в таком режиме, который создает посто€нную угрозу отключени€ атомных электростанций.

¬месте с тем регул€рно и систематически обостр€етс€ ситуаци€ в шахтерских регионах ¬остока ”краины.

» самое главное - пока совершенно не€сно, за счет мобилизации каких оперативных ресурсов ”краина сможет преодолеть очередную критическую ситуацию?

ј преодолеть ее, на самом деле, будет совсем не просто.

ƒело в том, что до самого последнего времени экономика ”краины держалась исключительно на двух подпорках.

ѕерва€ - это крупномасштабна€ помощь «апада, масштабы которой диктовались не столько экономической целесообразностью, сколько политическими расчетами. ј именно: ”краина играла стратегическую роль в планах «апада, который изо всех сил стремилс€ не допустить (ни в каком виде!) восстановлени€ единого (пусть и в усеченном виде) государства на территории бывшего ———–. ”краинское руководство достаточно хорошо использовало мнимые или реальные опасени€ «апада, попеременно то сближа€сь с ћосквой, то отдал€€сь от нее.

 онечно, западна€ помощь была не такой щедрой, как этого хотелось бы руководству ”краины (а кто бы на его месте считал иначе?), но она позвол€ла сохран€ть определенную социальную стабильность в стране, не прибега€ к жестким реформам.

¬тора€ подпорка - это поставки энергетических ресурсов из –оссии плюс использование преимуществ транзитной территории (включа€ и возможность несанкционированного отбора транзитных энергоресурсов). ѕри этом ”краина в достаточной мере воспользовалась неразберихой, царившей в российской экономике в период 1992-98 годов, а также отсутствием сколько-нибудь осмысленного политического курса в –оссии по отношению к своей ближайшей соседке. »наче говор€, долгое врем€ политика –оссии на ”краине сводилась к смутной надежде посадить ее "на иглу" энергетических поставок и тем самым максимально затормозить сближение с «ападом, не счита€сь с возможными экономическими потер€ми.

ќднако, с приходом к власти в –‘ нового политического руководства, поддержание такого баланса стало невозможным.

–осси€, сама испытывающа€ серьезные экономические затруднени€, зан€ла, наконец, по-насто€щему прагматическую позицию в отношении оплаты ”краиной своих энергоресурсов и погашени€ ранее накопленных долгов. ѕри этом, стало очевидным, что чем более ”краина будет в дальнейшем искать путей сближени€ с «ападом (хот€ бы в представлени€х российского руководства), тем более жесткой будет позици€ –оссии по всем аспектам экономического взаимодействи€.

„то же касаетс€ стран «апада, то они в дальнейшем вр€д ли смогут миритьс€ с необходимостью посто€нно финансировать украинскую экономику, в которой не провод€тс€ реформы, и в которой сформировалась тесно св€занна€ с российской экономическа€ элита, зараженна€ вирусом коррупции (как отмечают многие специалисты, практически вс€ экономическа€ элита ”краины выросла на махинаци€х разного рода с российскими энергоресурсами). ѕричем, такое положение дел, когда украинские политики на словах провозглашают курс на интеграцию с «ападом, а реальные экономические интересы "доморощенных" олигархов (тесно св€занных с украинскими политиками) оказываютс€ на практике ориентированными на –оссию, не может и впредь оцениватьс€ на «ападе, как нормальное.

“аким образом, в насто€щее врем€ ”краина встала перед жестким выбором одного единственного стратегического партнера. ѕри этом, по-видимому, у украинского руководства начинает, наконец, формироватьс€ определенное понимание того, что во взаимодействии с этим стратегическим партнером политическа€ составл€юща€ будет играть незначительную роль, а будут превалировать прагматические расчеты.

”читыва€ то обсто€тельство, что нынешние президент и премьер-министр ”краины более склонны выбрать в качестве своего стратегического партнера «апад, рассмотрим в этой св€зи возможные экономические преобразовани€.

“ак, скажем, важнейшей экономической проблемой ”краины (впрочем, как и любого другого государства, образовавшегос€ на месте распавшегос€ ———–) €вл€етс€ высока€ энергоемкость народного хоз€йства (как промышленности, так и коммунального хоз€йства). ƒл€ ”краины эта проблема тем более значима, что страна не имеет собственных сколько-нибудь существенных источников энергетических ресурсов (кроме угл€).

 онкретно: ежегодно ”краина тратит миллиарды долларов на закупку нефти, газа, €дерного топлива, поставл€емых большей частью из –оссии (дол€ энергоресурсов в украинском импорте составл€ет 45%, а дол€ –оссии в импорте - 48%). ѕри этом, у ”краины накопилась значительна€ задолженность по поставкам энергоресурсов. Ќе урегулирован также вопрос о нормализации текущих платежей.

¬се это создает основу дл€ сохранени€ и усилени€ политической зависимости ”краины от –оссии, и не только от –оссии, как государства (к несчастью, –осси€ до сих пор еще так и не выработала последовательной и целостной политики в отношении ”краины), а и от отдельных российских олигархов, контролирующих потоки энергетических ресурсов. ¬месте с тем, представл€етс€ вполне очевидным, что различного рода проекты, направленные на диверсификацию энергетических источников вр€д ли радикально помогут решить эту проблему. ѕомимо того, что они требуют крупных затрат, которые ”краина не может себе позволить при сложившемс€ состо€нии экономики (альтернативой здесь €вл€етс€ дальнейшее масштабное наращивание внешнего долга), они еще и отвлекают ресурсы от решени€ действительно ключевой проблемы народного хоз€йства страны - снижени€ его энергоемкости.

—праведливости ради нужно отметить, что нынешнее руководство ”краины вполне осознает стратегический характер этой проблемы, и его программные установки став€т ее решение в качестве одной из наиболее приоритетных.

ћежду тем, несложно св€зать с высокой энергоемкостью народного хоз€йства и прочие трудности, испытываемые украинской экономикой. Ёто и посто€нно растущий внешний долг, и низка€ инвестиционна€ привлекательность экономики; это и то обсто€тельство, что государственный бюджет ”краины совершенно недостаточен дл€ того, чтобы решать острые социальные вопросы и поддерживать на должном уровне обороноспособность и безопасность страны.

„то же из этого следует?

 ак уже было сказано выше, с точки зрени€ многих российский аналитиков, «апад и впредь будет оказывать посильную экономическую помощь ”краине, поощр€€ ее политическую ориентацию в сторону от ћосквы. ќднако не следует думать, что он будет прилагать свои усили€ вечно. Ѕолее того: по мнению р€да видных специалистов, в ближайшее врем€ следует ожидать крупномасштабного кризиса финансовых рынков, который в отличие от локальных кризисов последнего времени, затронет не только јзию, но и финансовые рынки —Ўј, а также европейские страны.

ƒо сих пор международным финансовым организаци€м удавалось локализовать предыдущие финансовые кризисы, откладыва€ общий крах перегретой мировой финансовой системы. ќднако Ц общеизвестно - чем дольше кризис откладывать, тем более масштабным и более разрушительным он может оказатьс€ в последствии.

“аким образом, надежды украинского руководства на то, что и в дальнейшем "заграница нам поможет!" могут в ближайшей исторической перспективе обнаружить свою несосто€тельность.

ƒалее. ѕо мнению подавл€ющего большинства российских и международных наблюдателей, в самое ближайшее врем€ ”краина столкнетс€ с проблемой девальвации гривны.

» это Ц отнюдь не случайно. Ќа самом деле, ситуаци€ такова, что дл€ выплаты внешних долгов в самое ближайшее врем€ могут быть привлечены валютные ресурсы Ќационального банка ”краины. ¬ этом случае его резервы сниз€тс€ до уровн€, когда он не сможет поддерживать курс национальной валюты.

”же сейчас ЌЅ” врем€ от времени вынужден прибегать к пока еще незначительным интервенци€м на валютном рынке с целью его стабилизации. ќднако любое заметное снижение уровн€ валютных резервов может подорвать доверие к гривне, и в этом случае необходимые масштабы вмешательства ЌЅ” неизбежно возрастут.

ћежду тем, неуправл€ема€ девальваци€ национальной валюты, как это нагл€дно показал опыт –оссии, порой приводит к весьма и весьма т€желым последстви€м дл€ банковской системы страны. ѕри неразвитой банковской системе наступает полный паралич расчетной системы. ѕерестают поступать налоговые платежи, частные вкладчики тер€ют свои сбережени€.

ѕравда, с другой стороны, девальваци€ национальной валюты, при всех своих негативных последстви€х дл€ населени€ и финансовой системы (которые, однако, можно существенно см€гчить, вз€в процесс под контроль правительства), в то же врем€ может €витьс€ инструментом оживлени€ экономики. “ак, скажем, еще лет 20 назад ћ¬‘ признавал этот инструмент вполне приемлемым и требовал от своих должников врем€ от времени его применени€ (до тех пор, пока развитые страны не испугались резко возросшей конкуренции на мировых рынках).

  слову сказать, наблюдавшийс€ на ”краине в 1999 году рост промышленного производства во многом был св€зан с предшествовавшей девальвацией гривны.

ƒевальваци€ делает страну более привлекательной дл€ инвесторов, чем дл€ продавцов товаров. Ќапример, в –оссии на фоне массового оттока спекул€тивного капитала пр€мые иностранные инвестиции в 1999 году не снизились по сравнению с предыдущими годами, а, по-видимому, даже превысили их уровень. — этой точки зрени€, неизбежна€ девальваци€ национальной валюты ”краины в перспективе может оказатьс€, как источником стабилизации экономики этой страны, так и первым актом трагедии ее окончательного разрушени€. ¬ этом вопросе главенствующа€ роль отводитс€ умелому управлению экономическими процессами в предсто€щей критической ситуации. ¬прочем, - см. выше Ц от прав€щей на ”краине политической элиты подобного поведени€, очевидно, ожидать не приходитс€.

≈ще одна важна€ задача - это нормализаци€ расчетов за энергоносители как с внешними поставщиками (и, в первую очередь, - с –оссией), так и внутри страны, а также реструктуризаци€ ранее накопленной задолженности.

ћежду тем, сложивша€с€ в этой сфере хоз€йственна€ ситуаци€ делает непрозрачным как дл€ правительства, так и дл€ потенциальных инвесторов реальное состо€ние украинских предпри€тий, регионов, экономики в целом. Ќе€сна также действительна€ стоимость украинских энергоресурсов, отсутствуют стимулы к энергосбережению (и это пон€тно: зачем же их беречь, когда можно их просто не оплачивать!).

ћежду тем, на практике решению данной задачи мешает наличие тесной коррупционно-политической св€зи украинской и российской экономических элит. ¬от почему выход из сложившейс€ экономической ситуации в нынешний момент, с нашей точки зрени€, представл€етс€ весьма проблематичным.

“ретий существенный момент. Ќаиболее эффективным с точки зрени€ снижени€ энергозатрат и рентабельности €вл€ютс€ инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального хоз€йства. Ќа сегодн€шний день основные потери тепла, воды и энергии св€заны на ”краине с крайней изношенностью и моральной отсталостью объектов коммунального хоз€йства.

ћежду тем, как показывают расчеты специалистов в этой области, при нормальной системе денежных расчетов и грамотной системе тарифов (дл€ чего не требуетс€ больших капитальных вложений) инвестиции могут окупатьс€ в срок менее года, а рентабельность эксплуатации таких объектов может вырасти на 50-70%.

Ёто, кстати, подтверждаетс€ опытом р€да иностранных компаний, эксплуатирующих отдельные объекты коммунального хоз€йства (водоснабжение) в –оссии. ѕри этом в р€де случаев высока€ рентабельность сохран€лась при снижении тарифов на водоснабжение.

—нижение энергоемкости в промышленности - дело более трудное. «десь, как правило, нужны значительные капиталовложени€. ¬ысоки и риски. ƒл€ осуществлени€ подобной программы необходимо разработать целостную систему налоговых, бюджетных и иных льгот, которые работали бы на достижение поставленной цели: снижение уровн€ энергетической зависимости страны. ќднако, по целому р€ду упом€нутых выше причин, ожидать подобной законодательной активности от украинских парламентариев, к сожалению, не приходитс€. “аким образом, и эта проблема украинской экономика в ближайшей исторической перспективе выгл€дит неразрешимой.

» еще одно обсто€тельство, затрудн€ющее привлечение иностранных инвестиций в экономику ”краины. Ёто отсутствие достаточной информации о рынках. ¬ первую очередь о сегментах внутреннего рынка (как раз о внешних рынках и о конъюнктуре на них информаци€ имеетс€ - почему львина€ часть инвестиций в экономику ”краины и направл€етс€ в экспортоориентированные отрасли).

» здесь все пон€тно: инвестор (иностранный ли, отечественный ли Ц неважно!), приход€ в ту или иную отрасль производства, об€зательно и непременно хочет знать: будут ли покупать его товар на рынке, и по какой цене, какого качества. Ѕез такой информации он просто не может прин€ть осознанного решени€, а вынужден действовать наугад, "по интуиции". ѕричем ответственного предпринимател€, как правило, интересует положение дел "не вообще", в отрасли или в группе отраслей народного хоз€йства, а именно ситуаци€ с его конкретным товаром.

 онечно, крупные промышленные гиганты, приход€ в ту или иную страну, могут позволить себе провести соответствующие исследовани€. ќднако уже дл€ средней зарубежной фирмы (не говор€ уже о российском малом производителе) решить такую задачу оказываетс€ не по силам.

  сожалению, приходитс€ констатировать, что и эта (не из самых трудоемких) проблема на сегодн€шний день на ”краине пока не разрешена.

“аким образом, вопреки уверени€м украинских правительственных чиновников о стабилизации маркоэкономических процессов в этой стране, реальна€ экономическа€ ситуаци€ на ”краине, в ее преломлении через призму реальных инвестиционных рисков, остаетс€ предельно далекой от нормальной.

‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»≈ —≈Ћ№— ќ√ќ ’ќ«я…—“¬ј: Ќќ¬џ≈ "ѕ–ј¬»Ћј »√–џ" » —“ј–џ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ

ќдним из самых привлекательных с точки зрени€ вложени€ инвестиций, €вл€етс€ аграрно-промышленный комплекс ”краины. » это Ц не случайно: благодатный климат и плодородные почвы, казалось бы, служат весомым основанием дл€ оптимистического взгл€да на перспективы вложени€ капиталов в указанную отрасль народного хоз€йства.

“ем, интересней будет внимательней присмотретьс€ к процессам, происход€щим в данном секторе украинской экономики.

“ак, согласно данным ћинистерства аграрной политики ”краины, подавл€ющее большинство сельскохоз€йственных предпри€тий в этой стране к насто€щему времени уже реформированы в производственные структуры нового типа на основе частной собственности на землю и имущество. ќднако, несмотр€ на ускоренный процесс реформировани€ сельского хоз€йства, многие проблемы этого сектора еще предстоит решать. ќдной из таких проблем €вл€етс€ создание эффективного механизма финансировани€ сельскохоз€йственного производства.

„то имеетс€ ввиду?

’орошо известно, что на ”краине (впрочем, как и в –оссии) государство в течение долгих лет занималось пр€мым субсидированием сельского хоз€йства, что, как показало врем€, было зан€тием дл€ государственного бюджета весьма дорогосто€щим и, по большому счету, неэффективным. —редства, направл€емые в аграрный сектор, хот€ и назывались официально товарными кредитами на приобретение необходимых ћ“–; однако как сами аграрии, так и правительство страны отлично понимали, что они, эти средства, вр€д ли когда-нибудь будут возвращены в бюджет государства. ѕри этом, несмотр€ на то, что ежегодно производител€м сельскохоз€йственной продукции на ”краине из государственного бюджета предоставл€лись миллиардные кредиты, сельское хоз€йство страны оставалось убыточным. ƒостаточно сказать, что только за прошлый финансовый год величина убытков в указанном секторе украинской экономики составила 3,8 млрд. грн. ѕричем, убыточными были 85% сельскохоз€йственных предпри€тий, между тем, как во многих регионах страны этот показатель составил 90% и более. “аким образом, возвратить предоставл€емые кредиты могли в лучшем случае 15% хоз€йств.

» вот, начина€ с 2000 года, правительство ”краины решило отказатьс€ от былой практики финансировани€ сельского хоз€йства.  онкретно: с высокой правительственной трибуны украинским сельхозпроизводител€м было за€влено, что уже в 2000 году посевные работы не будут финансироватьс€ преимущественно за счет бюджетных средств путем предоставлени€ товарных кредитов. ѕри этом, с точки зрени€ создателей данного постановлени€, упом€нута€ новость должна была стимулировать отечественных аграриев к самосто€тельному поиску необходимых финансовых ресурсов в направлении активного взаимодействи€ с украинскими коммерческими структурами. »менно коммерческие организации, и, прежде всего, украинские банки, по замыслу правительства, должны были бы выступить основными кредиторами аграрного сектора.

ћежду тем, в услови€х, когда многие сельхозпроизводители еще не рассчитались по предыдущим долгам со своими кредиторами, получение новых кредитов стало дл€ них задачей практически непосильной.

“ак, по оценкам ћинјѕ ”краины, потребность в финансах дл€ проведени€ весенних полевых работ в 2000 хоз€йственном году составила как минимум 2 млрд. грн. Ќапомним, что в 1999 году на проведение посевных работ правительство направило товарных кредитов примерно на 1,4 млрд. грн, в основном за счет бюджетных средств. ¬ этом же году правительство предполагало покрыть потребности посевной в большей части за счет коммерческих кредитов. ѕричем, изначально планировалось привлечь 650-700 млн. грн. кредитов дл€ проведени€ весенне-полевых работ и использовать их преимущественно на покупку нефтепродуктов. ѕо за€влению правительства, получение таких кредитов было заданием вполне выполнимым, поскольку €кобы сами банки были готовы выделить кредиты на весеннюю посевную кампанию в размере 680-720 млн. грн. (ѕо оценкам ЌЅ”, в феврале 2000 года украинские банки располагали избыточной ликвидностью в размере 1 млрд. грн. и имели возможность активизировать кредитование сельскохоз€йственных производителей). ¬прочем, и сами банки не скрывали факт наличи€ необходимых финансов дл€ кредитовани€ сельскохоз€йственных работ. ѕроблема заключалась лишь в разработке необходимого механизма возвращени€ вложенных средств и предоставлени€ гарантий со стороны государства. Ќе секрет, что банки не склонны предоставл€ть средства аграри€м именно из-за низкого уровн€ возврата сельскохоз€йственных кредитов. »з-за большого риска банки, и по сей день, предпочитают предоставл€ть кредитные ресурсы трейдерам и перерабатывающему звену, чем заниматьс€ кредитованием непосредственно производителей.

«а€вив в начале посевной кампании 2000 года о намерении привлечь 650-700 млн. сельскохоз€йственных кредитов дл€ проведени€ посевных работ, правительство ”краины завер€ло, что не собираетс€ оказывать давление на банки с целью получени€ этих средств. ѕравительство собиралось "убедить" кредиторов предоставить необходимые кредиты при том, что брать на себ€ какую-либо ответственность по возврату этих средств никто, на самом деле, и не собиралс€. («абега€ вперед, заметим, что доводы со стороны правительства о важности аграрного сектора страны и призыв к моральной ответственности финансового сектора перед экономикой страны сами по себе ожидаемого результата не имели).

ћежду тем, как неоднократно акцентировал внимание слушателей в своих выступлени€х премьер-министр ”краины ¬иктор ёщенко, особенностью нового подхода в финансировании аграрного сектора экономики страны должно стать не просто выделение аграри€м дополнительных денежных ресурсов из госбюджета, а создание правил игры, по которым кредиторам было бы выгодно предоставл€ть средства. ѕри этом, говор€ о правилах игры, премьер-министр, по-видимому, имел в виду и постановление  абинета ћинистров ”краины от 25 феврал€, є398, утвердившее пор€док кредитовани€ весенне-полевых работ в 2000 году. —огласно этому документу, в течении года сельскохоз€йственным предпри€ти€м должна была быть компенсирована часть платы за пользование кредитами коммерческих банков, привлеченных дл€ финансировани€ весенне-полевых работ в размере 50% учетной ставки Ќационального банка на день заключени€ договора. ¬ постановлении также отмечалось, что банки будут предоставл€ть кредиты при наличии у сельхозпроизводителей гарантированных условий их погашени€.

¬ итоге, дл€ компенсации аграри€м 50% стоимости кредитов на проведение весенне-полевых работ правительство решило выделить 50 млн. грн. из резервного фонда  абинета ћинистров и 35 млн. грн. из бюджетного фонда ћинистерства аграрной политики. ќтдельной статьей в бюджет были включены расходы в размере 50 млн. грн. на закупку минеральных удобрений.  абинет ћинистров также распор€дилс€ создать специальный фонд кредитовани€ сельскохоз€йственных товаропроизводителей и гарантийный фонд дл€ снижени€ банковских рисков. ¬ распор€жении, правда, не указывались источники наполнени€ фондов и предлагаемые объемы; оговаривалось только, что ћинистерство аграрной политики, ћинистерство экономики и ћинистерство финансов совместно с Ќациональным банком должны предусмотреть средства дл€ создани€ фондов. ¬сего в течение года правительство, таким образом, планировало выделить из государственного бюджета 250 млн. грн. на компенсацию процентных ставок по сельскохоз€йственным кредитам.

Ќу, что здесь сказать?

¬ услови€х, когда отсутствует право собственности на землю (и, суд€ по умонастроени€м левой составл€ющей украинского парламентского корпуса, - это право будет отсутствовать еще неопределенно долгое врем€!), производители сельскохоз€йственной продукции фактически не имеют солидного залога, обеспечивающего получение банковских займов. Ёто ситуаци€ осложн€етс€ еще тем, что на сегодн€шний день большинство вновь созданных агроформирований не имеют кредитной истории дл€ получени€ банковских кредитов.

ќднако если государство гарантирует возврат кредитов на 100 процентной основе, то в сущности така€ схема мало отличаетс€ от прежних. „тобы предотвратить очередное государственное субсидирование, коммерческие банки должны принимать на себ€ значительную долю риска возврата кредитов. ј если банки действительно рискуют своим капиталом, то финансовое состо€ние претендентов на кредиты должно быть достаточно успешным.

ћежду тем, по опубликованным данным ћинјѕ ”краины, на начало ма€ 2000 года сельсхозпроизводители страны уже получили 329 млн. грн. коммерческих кредитов. ѕричем, основным кредитором пока что выступает банк "”краина", который с начала текущего года выдал кредитов на 175 млн. грн. (»значально этот банк планировал ограничитьс€ суммой в 100 млн. грн). »звестно также, что с конца €нвар€ текущего года ћинистерство аграрной политики ”краины активно лоббировало меры по предоставлению Ќациональным банком кредитных ресурсов банку "”краина", поскольку указанный банк не располагал достаточными ресурсами дл€ кредитовани€ јѕ . “олько на начало проведени€ посевной в региональные представительства банка поступили за€вки от аграриев о предоставление 300 млн. грн. кредитов.

ћежду тем, помимо "”краины", остальные крупные банки Ц "ѕриватбанк", "”крсоцбанк", "јваль" - предполагают выдать в этом году в лучшем случае 30-50 млн. грн. каждый дл€ кредитовани€ сельскохоз€йственных работ.  ак уже указывалось выше, неуверенность в возвращении кредитов €вл€етс€ основной причиной ограничени€ кредитной линии сельхозпроизводител€м.

— другой стороны, как и коммерческие банки ”краины, компании-поставщики ћ“– также не испытывают особого энтузиазма в предоставлении товарных кредитов отечественным аграри€м. » Ц неслучайно: долг сельскохоз€йственных предпри€тий перед компани€ми, работающими на аграрном рынке, на сегодн€шний день составл€ет 6,7 млрд. грн. и когда они будут возвращены - неизвестно.  роме того, р€д реформированных хоз€йств, созданных на базе  —ѕ, отказываютс€ признавать и наследовать эти долги. ѕоэтому, наученные горьким опытом прежних лет, компании не рискуют поставл€ть аграри€м ресурсы под урожай и предпочитают работать на услови€х 100% предоплаты.   тому же, еще у руководителей названных кампаний свежи в пам€ти воспоминани€ о прошлогодних эксцессах, когда из-за региональных ограничений на перемещение продукции коммерческие структуры не могли получить выращенный урожай в качестве расчета за предоставленные ћ“–. ѕравда, сегодн€ ¬иктор ёщенко завер€ет, что государственные органы не будут преп€тствовать вывозу и продаже продукции аграрного сектора вне регионов ее производства.

ќднако €сно, что на сегодн€шний день еще не созданы все необходимые услови€, чтобы эти финансовые ресурсы можно было выгодно и без бо€зни предоставл€ть украинским сельхозпроизводител€м. “ак, по мнению некоторых исследователей, на ”краине в ближайшее врем€ еще предстоит разработать и законодательно утвердить целостную систему кредитовани€ јѕ , усовершенствовать финансово-гарантийные механизмы возвращени€ кредитных ресурсов, минимизировать риски кредитовани€ аграрного сектора.

—амое необходимое условие и дл€ финансировани€ и дл€ жизнеспособности сельхозпредпри€тий - создание прибыльных хоз€йств. ≈сли будут прибыльные хоз€йства, то будет дл€ них и финансирование.

ћежду тем, до воплощени€ в жизнь указанного (вполне, впрочем, "розового") пожелани€, ”краине, на самом деле, еще чрезвычайно далеко.

ѕодведем, тем не менее, некоторые предварительные итоги.

 ак видите, в сущности, предложенна€ правительством ёщенко "нова€ схема" кредитовани€ украинского јѕ  тем только отличаетс€ от "схемы старой", что к громоздкой малоэффективной конструкции было добавлено дополнительное звено: коммерческие банки. ѕо замыслу "изобретателей" указанной схемы, данное звено должно было существенно облегчить государственный бюджет, изнывающий под бременем не возвращаемых кредитов каждую весеннюю и осеннюю полевую кампанию. Ќа практике же получилось нечто совершенно противное задуманному: правительство ”краины приступило к кредитованию коммерческих банков с тем, чтобы последние получили возможность кредитовать предпри€ти€ јѕ .

—лучаен такой результат.

—меем утверждать: закономерен!

Ќа ”краине отсутствует полноценный земельный рынок, украинские "сельхозпроизводители", в реальности, не обладают навыками взаимодействи€ с коммерческими структурами, у них нет необходимой во вс€ком деле ответственности за вз€тые на себ€ об€зательства, нет опыта ответственного ведени€ хоз€йства.

Ќо самое главное, в конечном счете, не в этом.

Ќа ”краине отсутствует законодательна€ база дл€ регулировани€ положени€ на рынке сельхозпродукции. ѕоследний функционирует в соответствии с указами президента, постановлени€ми  абинета министров, различными распор€жени€ми. ѕопытки изменить ситуацию путем реформировани€ отдельных узлов јѕ  с неизбежностью наталкиваютс€ на непроходимую косность, безынициативность и мздоимство украинского чиновничества. » эта ситуаци€, на сегодн€шний день, к сожалению необратима в той мере, в которой она зиждетс€ на невн€тной политической атмосфере страны.

», в этом смысле, конкретна€ истори€ с неудачной попыткой реформировани€ системы кредитовани€ јѕ  на ”краине - всего только один из многочисленных примеров, свидетельствующих о том, что масштабы инвестиционных рисков в этой стране к насто€щему времени настолько велики (а мы ведь еще ни слова не сказали о криминализации всех сфер жизни на ”краине; о дискриминационной налоговой политике в этой стране; о причинах массового ухода капитала в "тень"; о нарастающем бегстве капитала из страны Ц мы еще много чего не успели рассказать!), что превышают все допустимые пределы.

“аким образом, инвестиционные риски на ”краине бывают двух категорий: политические и экономические.

ѕри этом к числу первых относ€тс€:

1. нестабильность политической ситуации на ”краине, котора€ зиждетс€, прежде всего, на непродуманной национальной политике;

2. высокий уровень корпоративных (в том числе и коррупционных) св€зей прав€щей (политической и экономической) элиты;

3. ее отчужденность от основной массы населени€ страны;

4. развивающиес€ процессы регионализации страны, подразумевающие различные "правила игры" при проведении хоз€йственной де€тельности в различных регионах ”краины;

6. неэффективное государственное управление.

„то касаетс€ проблем сугубо экономических, то в этой св€зи можно сказать о следующем:

1. о нестабильности финансовой и банковской системы;

2. непродуманной налоговой политике;

3. предельной энергоемкости народного хоз€йства;

4. тесной св€зи украинской экономической элиты с местной бюрократией, а также с преступными кругами;

5. о низком уровне инвестиционной активности, (недостаточный объем, как внешних, так и внутренних инвестиций);

6. предельна€ узость внутреннего рынка;

7. непрозрачность движени€ капитала внутри страны;

8. низкий уровень экспортно-импортных операций и избыточна€ ориентаци€ национальной экономики исключительно на экспортные операции;

а также р€д других.

¬се эти факторы, с нашей точки зрени€, делают в насто€щий момент инвестиции в народное хоз€йство ”краины безприбыльным предпри€тием.

ћанекин,
–оман ¬ладимирович

официальное фото


ћанекин, –оман ¬ладимирович.
јрхив материалов, документов, публикаций. 2000




ћанекин, –оман ¬ладимирович [Ёлектронный ресурс] : // ¬икипеди€, свободна€ энциклопеди€. Ч Ёлектрон. дан. Ч —ан-‘ранциско: ‘онд ¬икимедиа, 2012.


¬ход дл€ администратора

ѕонедельник 18 декабр€ 2017 года 14:2:30  –Ъ–Њ–≥–љ–Є—В–Є–≤–љ–∞—П —Б—В–Є–ї–Њ–Љ–µ—В—А–Є—П.  –Я—Г—В–µ—И–µ—Б—В–≤–Є–µ –≤ –≤ —Б—В—А–∞–љ—Г –љ–µ–≥–Њ–і—П–µ–≤  –Х—Й–µ –Њ–і–Є–љ –Љ–Є—Д —Г—И–µ–і—И–µ–є —Н–њ–Њ—Е–Є.  –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј –Ї–∞–Ї –Љ–µ—В–Њ–і –Є—Б—В–Њ—А–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П  –І–Є—Б–ї–Њ –Є –Ы–Є—З–љ–Њ—Б—В—М: –Я–Њ–і–ґ–Њ –С—А–∞—З—З–Њ–ї–Є–љ–Є. –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј —Д–Є–ї–Њ—Б–Њ—Д—Б–Ї–Є—Е —В—А–∞–Ї—В–∞—В–Њ–≤ –њ.–њ.XY  –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є—П –Ю.–Р.–Ъ—А—Л–ґ–∞–љ–Њ–≤—Б–Ї–Њ–є (–Ь–∞—А—В–Є–љ –•–∞–є–і–µ–≥–≥–µ—А –Њ —Б—В–∞–љ–Њ–≤–ї–µ–љ–Є–Є –Є –±—Л—В–Є–Є).  –†–µ–Ј—О–Љ–µ. –Сi–Њ–≥—А–∞—Дi—З–љ–∞ –і–Њ–≤—Ц–і–Ї–∞ (—Г–Ї—А).  Manekin, Roman Vladimirovich, Sommario in italiano  Manekin, Roman Vladimirovich: Zusammenfassung  لاديمير وفتش  Manekin, Roman Vladimir | in English |  Manekin, Roman Vladimirovich | Português |  –†–Њ–Љ–∞–љ –Т–ї–∞–і–Є–Љ–Є—А–Њ–≤–Є—З –Ь–∞–љ–µ–Ї–Є–љ. /–Э–∞ —А—Г—Б—Б–Ї–Њ–Љ. –Ъ—А–∞—В–Ї–Њ/  –Ъ–Њ–≥–љ–Є—В–Є–≤–љ–∞—П —Б—В–Є–ї–Њ–Љ–µ—В—А–Є—П: –Ї –њ–Њ—Б—В–∞–љ–Њ–≤–Ї–µ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ—Л.  –Ъ–Њ–≥–љ–Є—В–Є–≤–љ–∞—П —Б—В–Є–ї–Њ–Љ–µ—В—А–Є—П: –Ї –њ–Њ—Б—В–∞–љ–Њ–≤–Ї–µ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ—Л.  –Э–µ–Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –∞—Б–њ–µ–Ї—В—Л –Ї–≤–∞–љ—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П –Љ–µ–љ—В–∞–ї—М–љ–Њ—Б—В–Є.  –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј –Ї–∞–Ї –Љ–µ—В–Њ–і –Є—Б—В–Њ—А–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П  –Э–µ–Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –∞—Б–њ–µ–Ї—В—Л –Ї–≤–∞–љ—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П –Љ–µ–љ—В–∞–ї—М–љ–Њ—Б—В–Є.  –Я–Њ—Б—В–Є–ґ–µ–љ–Є–µ –У–Њ–≥–Њ–ї—П  –Я—Г—В–µ—И–µ—Б—В–≤–Є–µ –≤ —Б—В—А–∞–љ—Г –љ–µ–≥–Њ–і—П–µ–≤  –Х—Й–µ –Њ–і–Є–љ –Љ–Є—Д —Г—И–µ–і—И–µ–є —Н–њ–Њ—Е–Є  –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј –Ї–∞–Ї –Љ–µ—В–Њ–і –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П –Є—Б—В–Њ—А–Є–Є –Љ—Л—Б–ї–Є  –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј –Ї–∞–Ї –Љ–µ—В–Њ–і –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П –Є—Б—В–Њ—А–Є–Є –Љ—Л—Б–ї–Є  –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј –Ї–∞–Ї –Љ–µ—В–Њ–і –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П –Є—Б—В–Њ—А–Є–Є –Љ—Л—Б–ї–Є  –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј –Ї–∞–Ї –Љ–µ—В–Њ–і –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П –Є—Б—В–Њ—А–Є–Є –Љ—Л—Б–ї–Є  –І–Є—Б–ї–Њ –Є –Ы–Є—З–љ–Њ—Б—В—М: –Я–Њ–і–ґ–Њ –С—А–∞—З—З–Њ–ї–Є–љ–Є. –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј —Д–Є–ї–Њ—Б–Њ—Д—Б–Ї–Є—Е —В—А–∞–Ї—В–∞—В–Њ–≤ –њ.–њ.XY  –І–Є—Б–ї–Њ –Є –Ы–Є—З–љ–Њ—Б—В—М: –Я–Њ–і–ґ–Њ –С—А–∞—З—З–Њ–ї–Є–љ–Є. –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј —Д–Є–ї–Њ—Б–Њ—Д—Б–Ї–Є—Е —В—А–∞–Ї—В–∞—В–Њ–≤ –њ.–њ.XY  –І–Є—Б–ї–Њ –Є –Ы–Є—З–љ–Њ—Б—В—М: –Я–Њ–і–ґ–Њ –С—А–∞—З—З–Њ–ї–Є–љ–Є. –Ъ–Њ–љ—В–µ–љ—В-–∞–љ–∞–ї–Є–Ј —Д–Є–ї–Њ—Б–Њ—Д—Б–Ї–Є—Е —В—А–∞–Ї—В–∞—В–Њ–≤ –њ.–њ.XY  –Ф–Њ–љ–µ—Ж–Ї Forever. –°–Њ–і–µ—А–ґ–∞–љ–Є–µ.  –Р–љ–љ–Њ—В–∞—Ж–Є—П –Є –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ–љ—Л–є –њ–ї–∞–љ –Ї –Ї–љ–Є–≥–µ –Њ—З–µ—А–Ї–Њ–≤ –Ф–Њ–љ–µ—Ж–Ї Forever..  –°–њ—П—В –Ї—Г—А–≥–∞–љ—Л —В–µ–Љ–љ—Л–µ, —Б–Њ–ї–љ—Ж–µ–Љ –Њ–њ–∞–ї–µ–љ–љ—Л–µ?  –Э–µ–Њ—В–≤—А–∞—В–Є–Љ—Л–µ –Њ–±—К—П—В—М—П –њ–∞–Љ—П—В–Є..  –†–µ–Ј—О–Љ–µ. –†–∞–Ј–≤–µ—А–љ—Г—В–∞—П –±–Є–Њ–≥—А–∞—Д–Є—З–µ—Б–Ї–∞—П —Б–њ—А–∞–≤–Ї–∞.  –Э–µ–Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –∞—Б–њ–µ–Ї—В—Л –Ї–≤–∞–љ—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П –Љ–µ–љ—В–∞–ї—М–љ–Њ—Б—В–Є.  –Ь–Њ—Б–Ї–≤–∞ - –Ф–Њ–љ–±–∞—Б—Б: –њ–µ—А—Б–њ–µ–Ї—В–Є–≤—Л —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—П –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є–є.  –†–Њ—Б—Б–Є—П –њ–Њ–±–µ–і–Є–ї–∞. –І—В–Њ –≤—Л–Є–≥—А–∞–ї–∞ –†–Њ—Б—Б–Є—П?  –Ъ—В–Њ –њ–Њ–і—Б—В–∞–≤–Є–ї –њ—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–∞ –£–Ї—А–∞–Є–љ—Л?  –§–µ–љ–Њ–Љ–µ–љ –Ѓ—Й–µ–љ–Ї–Њ  –Я–Њ–ї–Ј—Г—З–∞—П —Г–Ї—А–∞–Є–љ–Є–Ј–∞—Ж–Є—П: –Ї–∞–Ї —Н—В–Њ –і–µ–ї–∞–µ—В—Б—П –≤ –†–Њ—Б—Б–Є–Є –Є –љ–∞ –£–Ї—А–∞–Є–љ–µ?  –Х—Й–µ —А–∞–Ј –Њ –њ–Њ–љ–Є–Љ–∞–љ–Є–Є: –≥–µ—А–Љ–µ–љ–µ–≤—В–Є–Ї–∞ –Є –њ–∞–љ–њ—Б–Є—Е–Є–Ј–Љ.  –§–Є–ї–Њ—Б–Њ—Д–Є—П –Т–Њ–Ј—А–Њ–ґ–і–µ–љ–Є—П –Њ –І–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–µ –Є –С–Њ–≥–µ.  –Э–µ–Њ—В–≤—А–∞—В–Є–Љ—Л–µ –Њ–±—К—П—В—М—П –њ–∞–Љ—П—В–Є.  –Х–ґ–Є–Ї –≤ –Њ—А–∞–љ–ґ–µ–≤–Њ–Љ —В—Г–Љ–∞–љ–µ  –Т–†–£-2007, —Б–µ–љ—В—П–±—А—М. VI –°–Њ–Ј—Л–≤: –Я–µ—А–µ–Ј–∞–≥—А—Г–Ј–Ї–∞  –Ъ —Г—А–Њ–Ї–∞–Љ –Є—А–∞–Ї—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Ї—А–Є–Ј–Є—Б–∞ 2003 –≥–Њ–і–∞  –Ф–µ—В–Є –•—А–Њ–љ–Њ—Б–∞  Conditio sine qua non. –Я–Њ—З–µ–Љ—Г —О–љ–Є–Њ–љ–Є—Б—В—Л –≤ —Б—В—А–∞–љ–∞—Е –°–Э–У –љ–µ —Б–Є–ї—М–љ—Л?  –Т—Б–µ –Њ —Е–Њ–Ј—П–µ–≤–∞—Е –Ф–Њ–љ–±–∞—Б—Б–∞  –£–Ї—А–∞–Є–љ–∞: –љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–∞–ї—М–љ–∞—П —Б–∞–Љ–Њ–±—Л—В–љ–Њ—Б—В—М –Є –љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–∞–ї–Є–Ј–Љ  –£–Ї—А–∞–Є–љ–∞ –≤ —Б–Є—Б—В–µ–Љ–µ –Љ–µ–ґ–і—Г–љ–∞—А–Њ–і–љ—Л—Е –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є–є  –Ъ –Ї—А–Є—В–Є–Ї–µ –њ–Њ–ї–Є—В–Њ–ї–Њ–≥–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–є –њ–∞—А–∞–і–Є–≥–Љ—Л —Б–Њ–≤—А–µ–Љ–µ–љ–љ–Њ–є —Г–Ї—А–∞–Є–љ–Є—Б—В–Є–Ї–Є  –Ъ–Њ–Љ–њ–∞—А–∞—В–Є–≤–љ—Л–є –∞–љ–∞–ї–Є–Ј —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—П —А—Г—Б—Б–Ї–Њ–є –Ї—Г–ї—М—В—Г—А—Л –љ–∞ –£–Ї—А–∞–Є–љ–µ –Є —Г–Ї—А–∞–Є–љ—Б–Ї–Њ–є –Ї—Г–ї—М—В—Г—А—Л  –Ш–љ–≤–µ—Б—В–Є—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ —А–Є—Б–Ї–Є –љ–∞ –£–Ї—А–∞–Є–љ–µ  –≠–Ї–Њ–љ–Њ–Љ–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–µ –њ–Њ–ї–Њ–ґ–µ–љ–Є–µ –љ–∞ –£–Ї—А–∞–Є–љ–µ (–≤–љ–µ—И–љ–µ—Н–Ї–Њ–љ–Њ–Љ–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –∞—Б–њ–µ–Ї—В)  –Э–Р–Ґ–Ю-2008: —А–∞–Ј—А—Л–≤ ¬Ђ–С–Њ–ї—М—И–Њ–≥–Њ –і–Њ–≥–Њ–≤–Њ—А–∞¬ї вАУ –њ–µ—А–≤—Л–є —И–∞–≥ –Ї –≤–Њ–є–љ–µ  –С—Л–ї –ї–Є –≥–Њ–ї–Њ–і–Њ–Љ–Њ—А –≥–µ–љ–Њ—Ж–Є–і–Њ–Љ —Г–Ї—А–∞–Є–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –љ–∞—А–Њ–і–∞?  –І–µ—А–љ–Њ–Љ—Л—А–і–Є–љ –љ–∞ –£–Ї—А–∞–Є–љ–µ –Ї–∞–Ї –Ї–Њ–ї–Њ—А–∞–і—Б–Ї–Є–є –ґ—Г–Ї вАУ –Ј–µ–ї–µ–љ—М –µ—Б—В, –∞ –Ї–ї—Г–±–љ—П–Љ–Є –њ—А–µ–љ–µ–±—А–µ–≥–∞–µ—В  –Т–Њ–є–љ–∞ –≤ –Ю—Б–µ—В–Є–Є. –Ю—В–Љ–µ—В–Ї–∞ –љ—Г–ї–µ–≤–∞—П  –°–∞–∞–Ї–∞—И–≤–Є–ї–Є –Њ–±—К—П–≤–Є–ї –Њ –љ–∞–Љ–µ—А–µ–љ–Є–Є –У—А—Г–Ј–Є–Є –≤—Л–є—В–Є –Є–Ј —Б–Њ—Б—В–∞–≤–∞ –°–Э–У  –Ѓ—Й–µ–љ–Ї–Њ –Њ–±—К—П–≤–Є–ї –Њ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ–Љ –њ–µ—А–µ–≤–Њ—А–Њ—В–µ –≤ –£–Ї—А–∞–Є–љ–µ  –†–Њ—Б—Б–Є—П –≤—Л–≤–µ–і–µ—В —Б–≤–Њ–Є –≤–Њ–є—Б–Ї–∞ —Б —В–µ—А—А–Є—В–Њ—А–Є–Є –У—А—Г–Ј–Є–Є...  –≠–Ї—Б–њ–µ—А—В: –≤–љ–µ—И–љ—П—П –њ–Њ–ї–Є—В–Є–Ї–∞ –£–Ї—А–∞–Є–љ—Л –њ–Њ—В–µ—А–њ–µ–ї–∞ –њ–Њ–Ј–Њ—А–љ–Њ–µ —Д–Є–∞—Б–Ї–Њ  –Я–Њ—Б—В–Є–ґ–µ–љ–Є–µ –У–Њ–≥–Њ–ї—П  –Ь–∞—А—В–Є–љ –•–∞–є–і–µ–≥–≥–µ—А –Њ —Б—В–∞–љ–Њ–≤–ї–µ–љ–Є–Є –Є –±—Л—В–Є–Є  –§–Є–ї–Њ—Б–Њ—Д—Б–Ї–∞—П –Ї–Њ–љ—Ж–µ–њ—Ж–Є—П –Ь–Њ—Е–∞–Љ–Љ–∞–і–∞ –Ш–Ї–±–∞–ї–∞ –Њ ¬Ђ–њ–µ—А—Б–Њ–љ–∞–ї—М–љ–Њ–Љ Ego¬ї 
Copyright © 2000-2012 Roman V.Manekin. All rights reserved.     Skype MeЩ! Flickr You-Tube Ru-Tube ѕодкасты